Неправда военного времени.В разгар жестокого военного противостояния Украина далеко не всегда озвучивает правду. Правду о положении на фронте. Правду о собственных и вражеских потерях. Правду об отечественном запасе прочности и о дальнейших перспективах войны на истощение.
Для кого-то из наших соотечественников это стало очень неприятным открытием – причем запоздалым. В самом начале полномасштабного вторжения миллионы украинцев были готовы поверить во что угодно.
Они верили, когда им обещали завершение боевых действий в течение двух-трех недель. Верили, когда случаи friendly fire в украинской столице объявлялись "ликвидацией вражеских ДРГ". Верили приукрашенным фронтовым сводкам и сообщениям о скорой кончине смертельно больного Путина.
Зато теперь, на четвертом году большой войны, в моде критическое и скептическое отношение к любой официальной информации.
О чем бы ни зашла речь – о боях в Покровске, о ситуации в энергетической сфере или об эффективности крылатых ракет "Фламинго" – украинцы ищут подвох в официальных заявлениях. И наперебой обвиняют военно-политическое руководство и традиционные медиа в недостатке честности.
Когда неправда тиражируется российской пропагандой, мы воспринимаем это как нечто само собой разумеющееся.
Россия – подлый и вероломный агрессор. Ее захватническая война против украинского народа была изначально построена на лжи, и никто не ждет от россиян ничего другого.
Но Украина ведет справедливую оборонительную войну и защищает свой суверенитет. Украина сражается за право дело. Украина обладает изначальным моральным превосходством. И это превосходство негоже дискредитировать, прибегая к дезинформации и фейкам.
Именно так рассуждают многие из нас.
Представление о том, что во время войны лгут плохие парни, а хорошим парням полагается говорить правду, оказалось на удивление стойким. Хотя этот наивный стереотип полностью расходится с реальным историческим опытом.
...
У защитников украинской неправды найдется множество веских аргументов. Они скажут, что неправдивая пропаганда позволяет дезориентировать противника. Что неправда помогает сформировать выгодный имидж Украины за рубежом и добиться необходимой поддержки. Что неправда нужна для поднятия морального духа населения, для предотвращения панических и пораженческих настроений.
А правдолюбы, не вовремя выступающие с публичными разоблачениями, могут серьезно навредить общему делу и сыграть на руку врагу.
Но вся эта логичная аргументация упирается в одно существенное "но". Подразумевается, что наряду с внешними потребителями неправдивой пропаганды – будь то наш противник, коллективный Запад или миллионы обычных украинцев – существует внутренний центр принятия решений, который получает абсолютно достоверные и объективные сведения о военной ситуации.
К сожалению, на практике реализовать эту схему не так-то просто. Систематическое поощрение неправды приводит к тому, что ее продуцируют на всех возможных уровнях.
И в какой-то момент на самый верх тоже начинает поступать искаженная информация о происходящем. А потом на основе этих вымыслов принимаются решения, от которых зависит дальнейший ход войны и судьба всей страны.
Проблема не в том, что военно-политическое руководство Украины может вводить в заблуждение врага, западных партнеров или собственных граждан. Настоящая проблема в том, что, переусердствовав с неправдой, военно-политическое руководство может само оторваться от реальности.
И тогда положение спасает только правда, озвученная публично. Какой бы тяжелой и болезненной она ни была.
https://www.pravda.com.ua/rus/articles/ ... 5/8007230/