Госкомпания "Укргазвыдобування" (УГВ) в 2015 году добыла 14,5 млрд куб. м, а в 2020 году планирует добыть до 20 млрд куб. м (согласно программе "20/20"). По требованию правительства, она должна каждый год обеспечивать население газом по фиксированной цене.
Но у компании 4000 скважин, из которых всего 2200 — действующих. Это чуть больше половины. Если ничего не предпринимать, из-за природного падения добычи на старых скважинах, вместо роста добыча газа будет падать и может снизиться до 9,7 млрд куб. м.
Если вы сомневаетесь, посмотрите на "Укрнафту". Ее добыча падает из-за низких инвестиций в бурение. С 2007 до 2017 года "Укрнафта" сократила добычу нефти с 2,8 млн тонн до 1,4 млн тонн в год.
А белорусы, которые работают в той же Днепровско-Донецкой впадине, что и мы, с 2013 года добывают по 1,6 млн тонн нефти в год — благодаря интенсификации. Они привлекли таких подрядчиков мирового уровня, как Schlumberger, начали покупать такую же технику и работают самостоятельно.
Другой пример: себестоимость газа для новых собственников "КУБ-Газа" — ноль, потому что компания перестала выполнять программу по бурению, и за полтора года добыча снизилась с 1 млн куб. м в сутки до 300 тыс.
Себестоимость равна нулю, когда вы на месторождении ничего не делаете.
Поэтому в себестоимость добытого газа закладываются последующие инвестиции в добычу. В программе "20/20" предусмотрено несколько вариантов роста добычи: интенсификация путем гидроразрыва пласта (ГРП), ремонт и очистка скважин (с помощью колтюбинга), бурение новых скважин на старых месторождениях и разработка новых месторождений.
Сейчас суточная добыча УГВ составляет 80% базовой добычи, дополнительные 16% принесли операции ГРП, капитальный ремонт скважин и операции колтюбинга. Новые скважины пока дали 2,2%, и оставшиеся 1,4% — дополнительные операции.
В 2018 году мы должны каким-то образом добыть 600 млн куб. м газа. Можно 700 млн куб. м — с помощью программы по ГРП. Возникает вопрос — а сколько стоит программа по гидроразрыву пласта? Ответ находите в тендерах "Укргазвыдобування", потому что рынок услуг ГРП в Украине только формируется.
Можно разбуривать уже существующие месторождения, но нужно учитывать, что на глубине 2-2,5 км мы уже исчерпали ресурсы и нужно уходить глубже. В зависимости от глубины бурения (от 3 до 5,5 км) и качества материалов, новая скважина в Украине стоит от $5,5 млн до $14,2 млн.
Разницу в стоимости скважины можно оценить на примере компании ДТЭК, которая трижды пересматривала свою программу освоения месторождения.
В первоначальном проекте ДТЭК планировал пробурить 12 скважин за $312 млн. После третьего пересмотра программы цена бурения одной скважины не изменилась, но количество скважин ограничили тремя (стоимость проекта $78 млн). Изменились технологии, которые ДТЭК применял для этих скважин. Например, вместо 2D сейсмики заказал 3D сейсморазведку, газодинамическое моделирование и прогноз сейсмики. Это дороже, но надежнее.
Однако даже тщательная подготовка не гарантирует добычи.
В Украине только одна из трех разведочных скважин дает продукцию, которая окупает ее бурение. Не прибыль, просто окупает.
Но бурение — только часть себестоимость газа. В мире доказанными запасами газа считается только то, что может быть переработано и продано. Если вы пробурили скважину, она дает газ, но у вас нет шлейфа, чтобы подключить ее к газотранспортной системе — это не будет считаться запасами. Ими это станет только тогда, когда вы пробурили скважину, очистили газ от пластовой воды, конденсата, подготовили и вводите в систему.
Поэтому в себестоимость включается и подготовка инфраструктуры. Например, у компании есть разведывательная скважина, которая дает 10 тыс. куб. м газа. Газ нужно очистить, подвести по трубе в 20 км до магистралей. При таких объемах добычи стоимость шлейфа даже не покроет его обслуживание. Потому что зимой он замерзает, и почти вся выручка за газ пойдет на покупку метанола, чтобы газовая труба не замерзла.
Далее — срок жизни лицензии на месторождение всего 5 лет.
Год согласовывают проект на строительство скважины, год идет бурение, и всего 3 года остается на добычу. Берешь эти три года, берешь 10 тыс. куб. м газа, делишь на полученных $20 млн и получаешь $220 на тысячу кубов. Если вы продлите лицензию на 20 лет, тогда газ будет не $220, а $50-70. Но ты должен заложить сертификацию и капитальный ремонт скважины каждые 2-3 года.
При росте добычи придется расширять инфраструктуру — строить дожимные станции, очищать и готовить газ для подачи в магистральные трубопроводы. Например, Regal Petroleum увеличили суточную добычу на 60%, а дальше, оказалось, нет смысла увеличивать. Потому что следующий шаг — развитие инфраструктуры самого месторождения.
И ваша тщательно рассчитанная себестоимость растет на стоимость установки комплексной подготовки газа. Без этого двигаться некуда — газ нельзя отдать в систему, если его нормально не подготовить, не очистить. А установка комплексной подготовки газа стоит от $1,5 млн до $12 млн.
Поэтому себестоимость газа знает только финансовый менеджер в момент, когда он принимает решение — бурить новую скважину или нет. Это абстрактное понятие для принятия решения — покроет ли в итоге финансовые риски, сумму затрат на возможную добычу.
https://delo.ua/business/skolko-stoit-u ... az-338912/
112 канал. Собственное расследование.Какова себестоимость украинского газа?
В контексте повышения цены на газ на сцену вышел самый главный вопрос – сколько на самом деле стоит газ украинской добычи? Отметим, что в интервью "Украинской правде" 4 октября глава "Укргазвидобування" Олег Прохоренко сообщил, что стоимость полного цикла добычи газа госкомпанией – от начала бурения и добычи до закрытия скважины – может варьироваться от 180 до 250 долларов за тысячу кубометров. С учетом нынешнего курса это 5000–7000 грн за 1 тыс. куб м.
Источник 112.ua, хорошо знакомый с ценообразованием на украинский газ, рассказал 112.ua, что себестоимость добычи газа "Укргазвидобування" без инвестиций, которые вкладывает компания в разработку месторождений, ренты и других финансовых расходов, не превышает 1079 грн (38 долл.) за 1 тыс. куб м. Судя по финансовому отчету УГД за первое полугодие 2018 года, рента, себестоимость добычи, операционные траты и налог на прибыль забирают на каждой тысяче кубометров добытого газа около 3040 грн (108 долларов). По нашим подсчетам, приблизительно в такую сумму компании обходилась каждая тысяча куб. м газа в первом полугодии 2018 года без учета необходимых инвестиций. Разумеется, цифра весьма условная, но для общего понимания сгодится.
"Учитывая, что "Укргазвидобування" инвестирует огромные средства в бурение, разведку, интенсификацию на истощенных скважинах, у них реально может быть высокая себестоимость, больше 150 долларов (4200 грн за 1 тыс. куб м). Минимальная себестоимость на уже разработанных месторождениях (brownfield) с учетом налогов (у других добывающих компаний, - ред.), начинается, как правило, от 100 долларов (2800 грн) за 1 тыс. куб. м", - говорит 112.ua Геннадий Кобаль.
Методик расчета себестоимости газа может быть несколько, но, например, у частных добывающих компаний в Украине при разработке новых месторождений в Днепровско-Донецкой впадине (основная территория добычи газа в Украине) с учетом затрат на геологическое изучение, сроков действия лицензии, с учетом бурения на глубину 2-5 км, себестоимость может составлять 185-225 долл. (5200–6300 грн) за 1 тыс. куб м. Расчеты корректны в соответствии с показателями, актуальными в I квартале 2018 года, сказал 112.ua начальник отдела исследований рынков газа и энергетики ГП "Держзовнишинформ" Министерства экономического развития и торговли Украины Любомир Васюник.
Васюник уточнил, что если бы "Укргазвидобування" продавала добытый газ на открытом рынке промышленным потребителям, то по состоянию на октябрь 2018 года он мог бы стоить около 12 тыс. грн за 1 тыс. куб м в зависимости от объемов поставки, условий оплаты и других условий контрактов, без учета затрат на транспортировку магистральными газопроводами и платы за использование распределительных сетей.
Зачем нужны инвестиции в газодобывающую отрасль?
Так почему же газ для населения стоит не условные 100-150 долл., как по себестоимости добычи, а намного больше? Если отбросить привычку правительства латать дыры госбюджета за счет "Нафтогаза" и кошельков украинцев, то на это есть и чисто экономические причины.
В "Укргазвидобуванни" не отрицают, что учитывают в себестоимости газа капитальные инвестиции. "С учетом тех процессов, которые сейчас происходят в госкомпании, себестоимость газа снижаться не может. Это связано с тем, что компания инвестирует в переоснащение огромные средства. Таких капитальных инвестиций отрасль еще не знала", - сказал 112.ua начальник департамента бурения "Укргазвидобування" Михаил Падучак.
С 2016 до 2020 года на программу 20/20 (увеличение добычи до объема потребления населением 20 млрд куб. м в год, - ред.) до 2020 года было запланировано около 4 млрд долл. инвестиций, ¾ от них предназначено для реализации проектов по увеличению добычи газа от бурения, для переоснащения собственного бурового флота и улучшения инфраструктуры для проведения буровых работ. Четверть этой суммы уже освоена.
До конца года "Укргазвидобування" планирует ввести в эксплуатацию 87 скважин (из них 13 получить от внешних подрядчиков). В следующем году запланировано пробурить еще 131 скважину. В то время как в период з 2007 до 2014 года "Укргазвидобування" вводило в среднем 55 скважин в год.
Бурение скважин является основным и одним из наиболее эффективных методов прироста объемов добычи газа. В частности, за счет бурения новых скважин в нынешнем году на втором по величине месторождении УГД – Яблунивском – в этом году удалось нарастить добычу почти на 25 млн куб м, еще на 25 млн куб м добыча выросла за счет капремонта скважин, проведения ГРП. Всего за прошлый год на месторождении было добыто около 1 млрд куб м газа.
Еще одно направление, требующее значительных затрат, – техническое перевооружение собственных мощностей.
"Филиал компании УГД - БУ "Укрбургаз" до 2017 года работал на устаревшем, немодернизированном оборудовании, которое не позволяло строить качественные скважины в краткие сроки, что соответственно приводило к невозможности наращивать объемы добываемого газа. В связи с этим скорость бурения была очень низкой – на бурение одной скважины глубиной 5000 м уходило до трех лет. Коммерческая скорость бурения собственным флотом УГД составляла 270 метров/станко-месяц (сейчас благодаря модернизации и улучшению обеспечения необходимыми материалами и сервисами данный показатель увеличен до 450 м/станко-месяц). Для сравнения: у внешних подрядчиков, которые привлечены УГД, коммерческая скорость составляет 1100 м/станко-месяц, что позволяет значительно приблизить начало добычи газа", - сказал 112.ua Падучак, отметив, что время, затраченное на бурение, - это один из ключевых факторов, влияющий на итоговую себестоимость газа.
Сейчас в УГД утверждают, что покупают для собственного флота самое высокотехнологическое оборудование. Стоимость приобретенных новых станков для бурения большой грузоподъемности составляет 12-22 млн долл. за единицу. Всего планируется приобрести 20 станков, контракты уже подписаны, до конца года в Украину будут поставлены 8 станков. И следующие 12 станков придут до конца июля следующего года, уточнил Падучак.
112.ua
Инвестируются средства и в процессы по улучшению условий труда на буровых компании. Площадки под новые станки для бурения выкладываются плитами или матами. Раньше они стояли буквально "в болоте". Приводятся в порядок подъездные дороги, что позволяет значительно увеличить мобильность.
"Запущены процессы кардинальных изменений в организации быта на буровых. На каждой площадке вводится должность инженера по охране труда, медицинского работника с оснащенным кабинетом и средствами для первой домедицинской помощи. Раньше ничего этого не было. Для расселения людей компания закупает современные вагончики, в которых будут созданы надлежащие условия. У сотрудников будет туалет в помещении и душ с горячей водой. Из необходимых по предварительным оценкам 800 вагончиков уже закуплено порядка 77 вагончиков. Мобильные городки для буровиков, кстати, тоже недешевое удовольствие. Так, буровой станок с городком, рассчитанным на буровую бригаду (53 человека) хорватской компании Crosco (в Украине по заказу УГД работают три станка компании), в день потребляет не менее 5,5 тонн дизтоплива (для обеспечения работы бурового станка и дополнительной дизель-генераторной установки)", - рассказал Падучак.
УГД планирует обеспечить сотрудников "Укрбургаза" бесплатным питанием, чего раньше не было. Раньше нанимались штатные кухарки и повара. Согласно новой стратегии компании, направление питания будет выделено в отдельное подразделение. Компании, которые будут организовывать питание, наймут по аутсорсингу. При этом в УГД допускают, что услуги сторонних специалистов могут стоить дороже.
На тендерах УГД планирует закупить более качественную и дорогую одежду для сотрудников "Укрбургаза". На каждого буровика будет два комплекта сменной одежды (а не один, как сейчас).
Чтобы не терять темпы бурения, на время, пока идет переоснащение собственного флота, УГД привлекает внешних подрядчиков, чья работа стоит дороже (18-24 тыс. долл. в сутки один станок, по результатам торгов на ProZorro). "Если анализировать стоимость метра проходки, то внешние подрядчики где-то в два раза дороже обходятся от собственного. В то же время они бурят в три раза быстрее", - отметил Падучак.
Сейчас компания работает с тремя внешними подрядчиками: хорватской Crosco, китайской Beiken и украинской "Спецмехсервис".
В УГД отмечают, что сейчас им приходится работать на месторождениях, многие из которых уже истощены. В пластах многих месторождений уже снижено давление и добывать газ не так просто. Крупнейшие месторождения госкомпании Шебелинское и Яблунивское истощены на 90% и 70% соответственно. Для понимания: первая скважина на Шебелинском месторождении была пробурена в 1950 году, на Яблунивском – в 1977 году.
Для того, чтобы приращивать запасы, УГД необходимы проекты greenfield (по разведке и открытию новых месторождений). На это также нужны инвестиции и гораздо большие, чем на уже действующих месторождениях. Greenfield подразумевает гораздо большие затраты и по деньгам и по времени, поскольку в данном случае речь идет о геологической разведке, проведении геофизических исследований (2D и 3D сейсмика), разведочном бурении. Причем не факт, что газ будет найден. При greenfield 1 или 2 из пробуренных скважин могут оказаться сухими и только третья может давать газ, нефть или конденсат, говорят эксперты.
"На сегодняшний день в связи с отсутствием предложения лицензий и блокированием согласований спецразрешений со стороны облсоветов УГД испытывает с развитием направления greenfield наибольшие сложности. Самое большое сопротивление ощущается со стороны Полтавского облсовета. В частности, на протяжении 2016-2018 гг., "Полтавагаздобыча" (подразделение УГД) получило 63 отказа от Полтавского облсовета в отношении разрешений на новые площади для добычи газа или расширения уже существующих", - сказал 112.ua Михаил Падучак.
Инвестирует УГД и в проекты интенсификации (ГРП, газолифтинг), для увеличения объемов добычи на уже устаревших месторождениях.
https://112.ua/statji/pochemu-tak-dorog ... 67866.html



.